Профсоюзы о рисках электронных трудовых книжек

16 октября 2018

В ходе выполнения директив руководства страны по цифровизации экономики предлагается переход на электронные трудовые книжки. Согласно разрабатываемому в Минтруда законопроекту изменения в законодательстве начнут действовать с 1 января 2020 г. 

В Министерстве труда и социального развития России уже в течение года проводятся заседания рабочих групп по переходу на электронный кадровый документооборот и, в частности, по введению электронных трудовых книжек. Если точнее, то договорились использовать термин «сведения о трудовой деятельности работника, в том числе в электронном виде».  

Предусматривается, что по заявлению работника в письменном виде об отказе от ведения трудовой книжки в бумажном виде, работодатель выдаёт её на руки работнику, не ведёт её в дальнейшем и освобождается от ответственности за её хранение. Вместо этого работодатель периодически направляет сведения о трудовой деятельности работника в соответствующее отделение Пенсионного фонда РФ по утверждённой форме.  

При отсутствии заявления работника работодатель обязан будет вести трудовую книжку в прежнем порядке и передавать сведения о трудовой деятельности работника в ПФ РФ до 1 января 2027 г. После 1 января 2027 г. работодатели не будут вести бумажные трудовые книжки работников. Относительно продолжительности такого переходного периода (7 лет), в течение которого работодатель обязан параллельно вести бумажную версию трудовой книжки и сведения о трудовой деятельности работника в электронном виде, и существует основное разногласие между представителями работодателей и работников. Причем, работодатели настаивают, что переходный период не должен превышать трёх лет.

«По мнению ФНПР, для налаживания указанной работы в масштабах всей страны необходимо, как минимум, семь лет.  Кроме того профсоюзы считают, что определённые риски могут возникнуть в случае хранения трудовых книжек у самих работников. Необходимо установить порядок, при котором трудовые книжки определённый период будут храниться у работодателя, который ввёл у себя электронный документооборот, с последующей передачей их в установленном порядке в архив», - комментирует руководитель Правового Департамента Аппарата ФНПР – главный правовой инспектор труда ФНПР Юрий Пелешенко.

Своим мнением поделился и Председатель Вологодской областной организации Всероссийского Электропрофсоюза А.А.Семенов: "Я очень долго работал начальником отдела кадров в разных структурах и четко представляю ценность этого документа для каждого. Трудовая книжка является единственным документом, позволяющим полностью подтвердить весь трудовой стаж работника и при назначении пенсии, и в случае конфликтных ситуаций при их рассмотрении в судебных или контролирующих органах, остальные документы (трудовой договор, приказы работодателя и т.д.) могут это сделать только по отдельным этапам работы. Кроме того, на практике неоднократно, в т.ч. и при оформлении собственной пенсии, сталкивался с ошибками, имеющимися в базах данных пенсионного фонда. Поэтому я бы посоветовал всем работникам, по крайней мере в начальный период, не отказываться от своего права требовать от работодателя ведения трудовой книжки в бумажной форме, и при необходимости иметь на руках законное подтверждение своего трудового стажа."

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.